Венок сонетов
1.
На то глаза даны живому,
Чтоб мир Вселенной познавать,
Предметы в нём распознавать –
По цвету, запаху, объёму…
И делу посвятить любому
Себя, – Лишь, стоит пожелать, –
И будет жизнь нам взор ласкать, –
Как зрячему, так и слепому.
Лишь, научись мечтой владеть, –
И пелена спадёт со взора,
Коль, в нас и с нами есть опора.
От добрых слов и лёд растает,
И слабый – крепче духом станет, –
Чтобы открыто в мир смотреть.
2.
Чтобы открыто в мир смотреть, –
Здесь не глаза нужны, – другое,
Что не даёт порой покоя…
Здесь сердце надобно иметь.
Могу часами просидеть
Над Илиадою Гомера.
Не зренье, – угол зренья, – мера –
Чтобы сердцами овладеть.
Здесь должно пылкий нрав иметь:
Источник сил, надежды, веры, –
Пред ними рушатся барьеры.
Так и Поэта эта сила
Любви к Отчизне вдохновила:
Воспеть добро и зло презреть.
3.
Воспеть добро и зло презреть
Способен тот, кто их увидит,
Кто зло всем сердцем ненавидит,
Не станет перед ним робеть.
Когда шли воины на смерть, –
Навстречу им, бывало, выйдет
Слепой мудрец, – судьбу предвидя, –
Поможет зрячему прозреть…
Беда, – она подобна грому, –
Грозой пройдёт средь бела дня
И ослепит, как молния.
Но снова радугой — дугою
Мир от грозы идёт к покою,
Стремясь к согласию земному.
4.
Стремясь к согласию земному:
Дня – ночи, холода – тепла,
Призвали силы мы добра, –
Они сродни лучу дневному.
Из мрака вырвавшись ночного
Россия крылья обрела,
Нас к свету ПРАВДА повела, –
Как к делу правому, святому.
Мы этой святостью ведомы…
Тому, кто для добра рождён, –
Свою признательность несём.
ТВОРЕЦ! – Лучу подобно имя,
С ним нашу цель мы видим зримо.
Увидеть не дано иному…
5.
Увидеть не дано иному
Веленье дней, событий ход…
В него волной эпоха бьёт,
А он, – подобен волнолому.
Или спешит в нору от грома,
Он, по своей природе, – крот,
В нём слепота всю жизнь живёт,
На вещи смотрит, – как сквозь дрёму. –
Пусть где-то в мире сеют смерть,
Глаза закрыл, – и нет заботы, –
На то есть в жизни дон-кихоты…
Пусть рядом грабят, убивают,
А он и видеть не желает, –
Хоть, будет десять глаз иметь…
6.
Хоть, будет десять глаз иметь, –
Кто был, – тот будет равнодушным, –
К чужой беде и горю чуждым,
Ему бы, – где пересидеть.
Доколь Дамоклов меч висеть
Над миром будет, чтоб обрушить
Удар на море и на сушу,
С лица живое всё стереть…
Но, в оба станем мы смотреть,
Хвала тому, кто крепок духом, –
Пусть зреньем слаб иль, может, слухом.
Борись за жизнь, – во имя ЖИЗНИ,
Доверься сердцу, – лучшей призме, –
Незрячий может и прозреть.
7.
Незрячий может и прозреть –
Об этом издавна мечтали,
И верно, – люди прозревали,
Да, и не раз прозреют впредь…
Не в силах вечный мрак терпеть
Народы Африки восстали,
Как катаракту с глаз, сорвали –
Оковы гнёта, рабства плеть…
В лачугах – люд, богач – в хоромах,
Ему оттуда не видать,
Как могут бедные страдать.
Он глух к добру, к людскому плачу,
По виду, может, он и зрячий,
Но не прозреть слепцу глухому.
8.
Но не прозреть слепцу глухому,
Тому, кто видит в нас врага,
Ища плацдарм для сапога. –
Нам эта тактика знакома.
И близко не подпустим к дому…
Как никому, – нам дорога
Земля родная, лес, луга…
И верность братству боевому.
К войне не сделали и шагу,
А тем бы, – трезво посмотреть,
Понять, что может мир сгореть! –
Как Нагасаки, Хиросима…
Глаза и разум ослепили…
Свет белый видеть, – это благо!
9.
Свет белый видеть, – это благо!
Порой, не ценим мы его,
Не замечая ничего,
Привыкли, – будто, так и надо.
Бывает взгляд – острей, чем шпага,
А то, как бархат, – мягок взгляд,
А то, как снег, – глаза горят,
В них: радость, горе, грусть, отвага…
Вот слышу вороны кричат,
Клюют глаза героям «Слова»,
Слетев с картины Васнецова¹…
От взрыва падает солдат –
Ослеп он, – сорок лет назад…
Но не помеха тьмы печать.
10.
Но не помеха тьмы печать,
Чтоб оставаться человеком,
И дело выполнять с успехом, –
Он может радость излучать.
Цветку цветка не увидать,
Темна вода в могучих реках,
Но это, вовсе, не помеха, –
Чтобы дарить нам благодать…
Идёт поэт стихи читать:
Как «… в тяжкие годы в моей стране
Каждый десятый погиб на войне».²
И замер зал. – Он понимает,
Что слепота здесь не мешает, –
Чтоб ложь и правду различать.
11.
Чтоб ложь и правду различать,
Хотя, бывает это сложно, –
Быть самому правдивым должно,
С делами слов не разлучать.
И с детства совесть приучать,
А ПРАВДА выведет, поможет,
С ней и незрячий видеть сможет, –
Она способна силу дать…
Так путник в роще придорожной
Глотком живительной воды
Себя спасает от беды.
И легче сносятся несчастья, –
Коль, к жизни чувствуешь причастность. –
Душой и сердцем видеть можно.
12.
Душой и сердцем видеть можно,
И видеть во сто крат ясней,
Как, скажем, видел Галилей, –
Землевращенье – непреложно!
Но был представлен в свете ложном,
И одинок среди людей…
Но новый век. В стране моей
И невозможное – возможно.
И, если на душе тревожно, –
Твоих товарищей рука
Приободрит наверняка.
Есть всё, чтоб пользу приносить,
И полнокровной жизнью жить,
И на земле стоять надёжно.
13.
И на земле стоять надёжно. –
Ну кто об этом не мечтал?
Важнее то – каким ты стал,
И впрямь ли, ИСТИНА дороже…
Иной ступает осторожно, –
Боится, как бы не упал,
А тот, – за чью-то спину встал, –
Доволен жизнью, сыт, ухожен…
Служенье людям, – вот присяга:
Уйти в работу с головой,
Её считать своей судьбой!
Светить, как светит лучик света,
И болью жить родной планеты…
Творить добро, – нужна отвага!
14.
Творить добро, – нужна отвага!
Не каждый выдержать горазд,
И в людях видим мы контраст, –
Всего не передаст бумага.
Творить добро, – верней нет стяга,
Заложен в каждом этот пласт,
Но, чтоб он не был, как балласт,
Нужна решимость, твёрдость шага!
Найти себя, помочь другому,
Сомненья, боль преодолеть,
И научить вперёд смотреть.
И пусть робка, порой, походка,
Здесь важно, – цель увидеть чётко. –
На то глаза даны живому.
15.
На то глаза даны живому,
Чтобы открыто в мир смотреть, –
Воспеть добро и зло презреть,
Стремясь к согласию земному.
Увидеть не дано иному,
Хоть будет десять глаз иметь.
Незрячий может и прозреть,
Но не прозреть слепцу глухому.
Свет белый видеть, – это благо,
Но не помеха тьмы печать,
Чтоб ложь и правду различать.
Душой и сердцем видеть можно,
И на земле стоять надёжно.
Творить добро, – нужна отвага!
¹ Имеется ввиду произведение художника «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве»);
² Эдуард Асадов. Статистика войны.
© Copyright: Всеволод Кузнецов
Из архива В. Кузнецова — письмо-ответ Мариэтты Шагинян на этот венок сонетов:
Ну, Всеволод Михайлович, это даже не сонеты, а философия жизни! Здорово!!! Каждая строка, как стрела — точно в цель! Согласен с оценкой Мариэтты Шагинян, за исключением последнего замечания.
С глубоким уважением,
А.Крохин
ДА, ЛЮДМИЛА, СПАСИБО! КОНЕЧНО ЖЕ, В 6-М СОНЕТЕ — «ДОВЕРЬСЯ СЕРДЦУ, — ЛУЧШЕЙ ПРИЗМЕ»…
Всеволод Михайлович! Очень впечатлило! Все актуально к тому же и для сегодняшнего дня. «Доверься сердцу — лучшеЙ(?) призме» «й» пропущено, или я ошибаюсь? Эти слова — золотые.
По поводу «последнего замечания» Мариэтты Сергеевны, уважаемый Александр Николаевич, скажу следующее: Через какое-то время писательница позвонила мне и сказала, что она была не права, написав, что «сонеты всё же. очень личные и не выходят за узкий душевный круг». «Как раз, наоборот, — они выходят за узкий душевный круг, за круг личных интересов»… Я был потрясён! И всё это в 90 лет! Зная, что Мариэтта Сергеевна пишет ученическими, школьными перьями, послал ей небольшое количество, из своих запасов. И из коллекции Владимира Андреевича Телешова, внука писателя, с которым общался.
Я так и подумал, учитывая её серьёзное заболевание, что она не сразу охватила на слух весь объём произведения. То, что она позвонила — доказывает её ясный ум, несмотря на столь почтенный возраст.
Замечательные комментарии, я согласна со всеми. Всеволод Михайлович, примите мою горячую благодарность за роскошную и изящную публикацию. Думаю, что профессионалы ЛИТО дадут глубокие, ёмкие отзывы. Елена Николаевна.
Мне хочется ещё раз напомнить слова Лиса из «Маленького принца»: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», которые перекликаются с названием сонетов «Душой и сердцем видеть можно…»
Любопытный сам по себе исторический документ — письмо Шагинян. Год 1978. В это время в стране многие события обустраивались несколько пафосно, личные переживания убирались на второй план. Как мне кажется. Я была удивлена годом написания стихов. Такое впечатление, что они написаны сейчас. Неудивительно, что М.Ш. они могли поначалу показаться исключительно личными. В них о добре и зле вообще, а не о добре коммунизма и зле капитализма.
«Коль, к жизни чувствуешь причастность» — не имеет отношения ни к какому-либо общественному строю, ни временной привязки в этом нет. Это о жизни вообще.
СОВЕРШЕННО ВЕРНО, СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА! ПОД ВЕНКОМ СОНЕТОВ МОГЛА СТОЯТЬ ЛЮБАЯ ДАТА: НАЧИНАЯ ОТ ПРОШЛОГО И ЗАКАНЧИВАЯ БУДУЩИМ (А ВЕРНЕЕ, НЕ ЗАКАНЧИВАЯ). И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО — О ЖИЗНИ ВООБЩЕ, ПРИ ЛЮБОМ СТРОЕ, В ЛЮБОМ ГОСУДАРСТВЕ. А НАТОЛКНУЛИ МЕНЯ ЛИЧНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ — ТРАГЕДИЯ БЛИЗКИХ МНЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ, ПОТЕРЯВ ЗРЕНИЕ, ОСТАВАЛИСЬ ЛЮДЬМИ — В САМОМ ВЫСОКОМ ПОНЯТИИ СЛОВА! Я И СЕГОДНЯ ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД ИМЕНАМИ: ЕВЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЗЛАТОГОРОВОЙ И ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ИВАНОВЫМ!..
Всеволод Михайлович для меня авторы пишущие венки сонетов всегда остаются эталоном Поэзии! Если Поэзия ставит определенные рамки для выражения мысли и чувства, то СОНЕТ еще более ужесточает эти рамки! Читая Ваш венок сонетов, не чувствуешь органичения слов!
В общем спасибо за доставленное удовольствие!
ИСКРЕННЕ БЛАГОДАРЮ ВАС, АЛЬБИНА ЗА ПОНИМАНИЕ И ОЦЕНКУ ЭТОЙ ОСОБОЙ (АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЙ) ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОЭМЫ. ДА. ПИСАЛСЯ ВЕНОК СОНЕТОВ ДОВОЛЬНО ЛЕГКО, И ПОМНЮ, ЧТО ДАЖЕ САМ УДИВИЛСЯ, КАК ЕСТЕСТВЕННО СЛОЖИЛСЯ МАГИСТРАЛ. ДУМАЮ, И У ВАС ДОЛЖНО ПОЛУЧИТСЯ.