Немного о стихосложении. Ещё чуть-чуть про ударения и другие нюансы. Статья Е. Шаровой

В прошлой статье я говорила об ударениях (см. «Ритм, размер, звукопись… и что-нибудь ещё.»). Хочу ещё дополнить эту тему. Вот вы написали стихотворение. И вслух и про себя читается, вроде бы, просто замечательно. И вдруг – раз! – на фоне всего замечательного явно что-то не то… А это «не то» может оказаться такой штукой, как смещение (или распад) ударения¹. Приведу наглядный пример. Есть у меня одно стихотворение и вот первая версия одного из четверостиший:

Но, среди калейдоскопов снов,
среди мыслей, замыслов, сомнений
мы увидим сотни отражений
наших непридуманных стихов.

Что я тут натворила? А много чего. Допустим, повтор слова «среди» в данном случае вполне приемлем. А вот повтор однокоренных слов «МЫСЛей» и «заМЫСЛов» – это явный перебор! Но я не остановилась на «достигнутом» – я именно в этом четверостишии допустила такую вещь, как смещение ударения. Вот прочтите это четверостишие, акцентируясь на ударениях в начале каждой строки. Уловили вот это: «срЕди мыслей, замыслов, сомнений»? Поняли, что получилось? А получилось сбой ударения в слове «среди» с правильного «средИ», на вынужденное «срЕди». Вот таких явные сбои лучше не допускать – слишком заметно! Я попыталась улучшить это четверостишие:

Но, среди калейдоскопов снов,
Вихрей чувств и омутов сомнений
Мы увидим сотни отражений
Наших непридуманных стихов.

Во всяком случае, ударение я постаралась поправить и убрать повтор, но вспоминаем предыдущую статью – звукопись. Обратите внимание на «вихрей чуВСТВ…» – конечно, мы, в данном случае, не вычитываем все согласные в слове «чувств», мы прочтём вслух, как «чуств». Но даже в этом, уменьшенном при чтении, виде лично мне звукопись очень не нравится… Этот тот самый случай, когда сочетание букв затрудняет чтение – четыре согласные подряд!
Четверостишие из ещё одного моего стихотворения – ещё более наглядный пример заморочек с ударениям:

И эта связь действительно крепка –
Не разорвать магические звенья!
Используя богатство языка
Рисуем мир палитрой вдохновенья!

Правильное ударение в первом слове в начале третьей строки я выделила жирным шрифтом, но, я думаю, что многие уловили сбой. В первой строке иктом является «я» в слове «связь» и из-за этого, буквально навязчиво, «ударяется» «я» в слове «используя». То есть в слове есть правильное ударение, но интонационно (я бы даже сказала – принудительно) мы «ударяем» по «нужной» нам гласной и в слове получается как бы два ударения – ударение распадется! Получилось «используЯ». Это серьёзный огрех и такого лучше не допускать. Меня в данном случае условно выручает длина этого слова и ударение в слове «эта». Увы… как отредактировать это место в стихотворении до приемлемого состояния я так не придумала… Но это уже другая история. Ну, а если вернуться к «срЕди» и подобным, то у многих (я не исключение) любимое место смещения ударения в словах типа «свОя» или «мОя», «кОгда» и т.п.

Фраза из моего стихотворения «Своя шкурка»:
«мОя шкурка изрядно поношена» – судя по всему я эту шкурку «мОю». А ведь хотелось бы другого – «моЯ шкурка» – принадлежность, так сказать. Так что настоятельно рекомендую – следите, чтобы не «помыть» то, что «мыть» не требуется! Такие смещения могут быть сглажены при чтении вслух, но всплывут при чтении про себя.
Итак, подводим некий итог – следим за ударениями очень-очень тщательно! Следим, чтобы как можно меньше допускать без необходимости в пределах одного четверостишия (и уж точно – одной строки) однокоренных слов. Наш язык разнообразен, богат на синонимы и сравнения, а значит – не будем обеднять свои стихи и неуместными повторами! Специально подчеркнула слово «неуместными» — если повтор идеально разместился в стихотворении, то значит он нужен!
Очень тесно с темой ударений связана такая штука, как инверсия – изменение нормального порядка слов в предложении. Иногда инверсия позволяет добиться нужного звучания строки – перестановка слов в строке ставит всё на свои места (прошу прощения за тавтологию). А иногда бывает и наоборот – фраза так вывернута, что сходу и не прочитаешь!
В одном своём стихотворении, я сначала написала так:

Впереди пустота… Мир в безвременье скоро утонет…
Не вернуться назад, где осталась частица души.
Только бьётся огонь между наших сомкнутых ладоней…
Это – пламя любви и надежды на новую жизнь.

Кажется, что всё нормально? – Нееет. Только кажется! Ударение в слове «сомкнутых» в моём первом варианте по ритму падать должно было на «у» — «сомкнУтых». А это неправильно! Нужно – «сОмкнутых». Спасибо инверсии – перестановка слов помогла всё утрясти:
Только бьётся огонь между сомкнутых наших ладоней…

Красным я выделила те два слова, которые я поменяла местами. Что было инверсией – первый или второй вариант я не знаю, но главное – помогло.
Пожалуй, к инверсии можно отнести такую строчку из другого моего стихотворения:
Скоро пора придёт снежную вить кудель…

Правильным было бы: «Скоро придёт пора…» Но если бы я поменяла, то был бы сбой всего четверостишия с задуманного ритма. Так что здесь инверсия была использована по необходимости и сознательно. Ну, надеюсь, что стало понятно значение этого приёма.
И, пожалуй, в этой части матчасти :) я совсем немного… даже не расскажу, а поразмышляю о некоторых нюансах стихосложения… Мне эту мысль навеяли недавние бурные обсуждения окончаний «-ою» и «-ею».
Итак. Вот мы пишем стихотворение. Полёт мысли, эмоции и т.п. И тут сами же и заметили – а в какой-то фразе явно не хватает слога. Что делать? – каким-то образом его добывать! К примеру:

Лакает ночь шершавым языком
Из звёздной чаши молоко тумана.
Февраль уходит крадучись, тайком…
И вот уж март нам головы дурманит.

Дабы удлинить последнюю строку я вставила «уж». Ещё я, если позволяет фраза, вставляю «лишь», «увы», «хоть»… А «чтоб» и «чтобы» — вообще трансформер. Если надо – удлинит фразу, а надо – укоротит. Конечно, не все «ужи» и прочее служат «удлинителями» – они ведь могут и вписаться в контекст фразы сами по себе… Но вот есть у них и такая «функция». Впрочем, я не уверена, что этот мой пример с «уж» подходит — вроде бы тот случай, когда «ужик» по делу))) А-а-а! Чуть не забыла – обратите внимание на слово «молоко» в вышеприведённом четверостишии — явный пример сбоя ударения! А я его, между прочим, напечатала в сборнике… Да и «уж» создал интересное слово «вотуж», что не есть хорошо…
А я, хоть и ворчала, но, каюсь, сама применяю окончания на «ю» — и «своею», и «моею», и много чего у меня найдётся:
«… кленовОЮ пятернёй…»
«Я нарисую счастье оранжевОЮ краской…» и т.п.
Ох, и не люблю я этот приём, но вынуждено его применяю. Лично для себя я всё-таки считаю его своей слабостью так как в большинстве случаев я отлично понимаю, почему его применила – не хватило мастерства (и терпения) поискать другие варианты. Но, в общем-то, я в чужих стихах к нему не цепляюсь – есть и есть это «ю», значит так вышло – воля автора.
Ну, есть ещё «волшебство» для укорачивания строки – спасибо мягкому знаку! «Наваждение – наважденье», «сочинение – сочиненье», «знание – знанье» и так далее. Думаю, что понятно и без примеров. И тут меня терзают те же угрызения – я осознанно применила «хитрость». Конечно же, это только моё личное отношение к вышеперечисленным приёмам! И, в принципе-то, в них нет ничего ужасного и если что – я сама же их применю… Ну вот, не люблю я так писать! Но приходится, когда не вижу другого выхода. Думаю, что у каждого из нас найдутся свои «пунктики» в стихосложении и свои мнения на эту тему. А я повторюсь, что как редактор я к такому не цепляюсь — есть и есть такое. Сама ведь использую вовсю!
Ну, пожалуй, на этом и закончу очередную главу.
Всем любви и вдохновения! (или вдохновенья – на выбор)))

¹ Допускаю, что приведённые мною примеры сбоев ударений на самом деле — мои личные «тараканы» и я слишком самокритична. Но… обозначить проблему со сбоями ударений мне как-то было надо. Охотно допускаю, что я путаю причины возникновения таких сбоев, но результат-то один — что-то не так. Надеюсь, что информация будет полезной. А если кто-нибудь более компетентный поможет разобраться и мне и другим — буду только рада!

© Copyright: Евгения Шарова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике МАСТЕРСКАЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПУБЛИЦИСТИКА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

26 комментариев: Немного о стихосложении. Ещё чуть-чуть про ударения и другие нюансы. Статья Е. Шаровой

  1. Всеволод Кузнецов говорит:

    В статье Жени Шаровой самым положительным моментом является, на мой взгляд, её ссылка, где она самокритична. Я не буду разбирать всю статью, а только начало. В от в этой строфе автору показалось, что в слое «среди», во второй строке сместилось ударение:
    Но, среди калейдоскопов снов,
    среди мыслей, замыслов, сомнений
    мы увидим сотни отражений
    наших непридуманных стихов.
    Ничего подобного, просто нужна перед ней небольшая пауза. Как читать и с какой интонацией — имеет колоссальное значение! И эта 2-я строка — естесственна, а заменившая её: «Вихрей чувств и омутов сомнений» — надуманна.
    И повтор однокоренных слов «мыслей» и «замыслов» — никакой не перебор. Понятия различаются.И вообще, при всём уважении к Евгении Аркадьевне, если подобным образом разбирать всё написаннное (в том числе, и у классиков) — можно, однажды, разочароваться в поэзии и завязать…

    • admin говорит:

      Спасибо, Всеволод Михайлович!
      Но вот такой я самокритик)) Но я ведь не ко всем ударениям цепляюсь, а только к тем, где я явственно чувствую сбой… Можно сказать — нутром чую!)))
      И однокоренные слова я я не люблю в одной строке))) Вот такие у меня тараканы)

  2. Альбина говорит:

    Женечка! Распад ударений !!! Сколько еще надо уметь , знать, воплощать в жизнь!
    ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ!!! Хочется сразу все бросить и не писать… или так из сотен написанных вытащить пару достойных произведений и оставить только их…

    • Альбина говорит:

      Женечка, вот так помучаюсь помучаюсь, потом почитаю еще эссе и статейки и успокоюсь…
      Ритм 2-го уровня. ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ.
      Это относится к огрехам в чередовании ударных и безударных
      слогов в стихе.
      Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных
      и безударных слогов практически невозможно выдержать.
      На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование
      абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком
      жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных
      стихах появление пиррихиев — пропусков требуемых ударений
      или спондеев — сверхсхемных ударений, неизбежно.

      Например, ритмическая схема 4 стишия Пушкина запишется
      «Мой дядя самых честных правил,
      Когда не в шутку занемог,
      Он уважать себя заставил
      И лучше выдумать не мог.»

      -/-/-/-/- (если «мой» произносить без ударения)
      -/-/—/
      —/-/-/- (если «он» произносить без ударения)
      -/-/—/
      Здесь мы видим, что в строках 2,3,4 пропущено по одному, положенному
      по схеме, ударению. Это — пиррихии.
      В двусложных размерах — ямбе и хорее, встречаются в основном пиррихии.
      В трехсложных размерах — спондеи («лишние» ударения).

      • admin говорит:

        Это ты сейчас по-каковски разговариваешь))) Альбин, я понимаю, что нереально идеально, но для примера постаралась-таки откопать «самое страшное»))) — «и лучше выдумать не мог»)

    • admin говорит:

      «или так из сотен написанных вытащить пару достойных произведений и оставить только их…» — дык))) я так и говорю, что из кучи моих стихов я могу внятно «отчитаться» штук так за 10 в лучшем случае))) Но другие — пусть тоже будут (просто я буду знать, что в них есть недочёты.. только я буду знать))

      • Альбина говорит:

        Женечка давно, давно мне Галя Мамонтова давала толстенную книгу по стихосложению, так вот там всё это подробно описывалось и разбиралось! Разбирались в качестве примеров классики и их распады ударений))) А потом там в конце толстенной книги небольшой абзац о том, что все четкие ритмы это все относительно! Если разбирать Веронику Тушнову, то из ее поэзии останется несколько тех, что соответсвуют строгому стандарту ямбов и хореев, но ВСЯ ЕЕ ПОЭЗИЯ ПРЕКРАСНА!!! Читаема и любима миллионами, потому что написано все сердцем! А вот Аннеского Иннокентия обвиняют в том, что его стихи это мысли разума доведенные до высот поэзии) как то так…
        В общем я за то что надо стремится к совершенству, но не до фанатизма!!! А про фанатизм мы знаем Фанати́зм (Φανατισμός, от др.-греческого слова «танатос»[источник не указан 1103 дня] — смерть, мертвый, смерть, латинское fanaticus — «исступленный»…
        Так что пусть стихи будут живые! Эмоциональные! Образные и по силе возможностей ПРАВИЛЬНЫЕ!

        • Альбина говорит:

          А у тебя все стихи достойные!!!!!

        • Людмила говорит:

          А если Бродского разбирать, так это сразу лучше застрелиться!

        • admin говорит:

          Ну, я не про ударения, что мол с десяток останется)) Я имела в виду другое, другие критерии что ли… по-настоящему сильных с любым техническим уровнем у меня мало. В основном — простенько, общие рассуждения… чего-то не хватает)))

  3. Всеволод Кузнецов говорит:

    ЖЕНЕЧКА, СЛАВНАЯ, МИЛАЯ, ПО-НАСТОЯЩЕМУ ТАЛАНТЛИВАЯ (НУТРОМ ЧУЮ!), НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЕДСТВОМ, ПОЖАЛУЙСТА! И НЕ СБИВАЙТЕ С
    ПАНТАЛЫКУ СЕБЯ И ЛАДОЖЦЕВ, ПОЖАЛЙСТА! А ТО ВСЕ СЕЙЧАС (ИЛИ ЧЕРЕЗ ОДНОГО) НАЧНУТЬ ПЕРЕЛОПАЧИВАТЬ , ПЕРЕБУРИВАТЬ НЕДРА СВОИХ СТРОК — В ПОИСКАХ НЕ ТЕХ УДАРЕНИЙ, И Т.Д, И Т.П. И ДРАГОЦЕННЫЕ СЛОВА ЗАМЕНЯТЬ МИШУРОЙ. В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРИМЕНТА, КОНЕЧНО, ПОПРОБОВАТЬ МОЖНО. НО ЭТО, КАК НАРКОТИК, — ДОСТАТОЧНО ПОПРОБОВАТЬ!И СТИХИ УЖЕ БУДУТ ПИСАТЬСЯ НЕ ДУШОЙ И СЕРДЦЕМ, А РАЗУМОМ, СОЗНАНИЕМ…

    • admin говорит:

      Всё-всё)) Но изредка буду самоедствовать — натура требует))) Но за ударениями следить всё равно надо — за обычными (типа — звонИт и звОнит)) — тут уже правила языка требуют.. хошь-не хошь, а в словарик подсмотришь)))

    • admin говорит:

      Немного дополню про выискивания сбоев ударений. Я, разумеется, не собиралась и не собираюсь перелопачивать все стихи)) и даже не делала этого для этой статейки — такие стихи сами пришли на ум, как только решила поразмышлять на эту тему — тему сбоев ударений… В большинстве своих стихов я успеваю уловить такое ещё на «подлёте» и интуитивно пишу нормально, без сильно заметных сбоев. А вот эти — прямо навязчиво сбоят… ну, моё ухо это уловило)) Но заметьте — попыталась исправить я только то — первое, оно, кстати, давнее)) Так что искать нарочно не надо — ежели что — само найдётся)
      А вот инверсия меня порой выручала, а порой и путала (таки фразы доводилось читать — как говорится, без «ста грамм не разобраться»))) Так что хотелось и о ней рассказать тоже. Ну и некоторые размышления на разные темы))
      Очень рада, что моя незамысловатая статья вызвала такие интересные комментарии — многое для себя подчерпнула.

  4. Всеволод Кузнецов говорит:

    ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ. ЭТО ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ — ЕЩЁ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ, И РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ИМЕЮЩИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПИШУЩЕЙ БРАТИИ. И, ВСЁ ЖЕ, «НУТРОМ ЧУЮ» В ОТНОШЕНИИ 2-ГО «СРЕДИ» НЕ ПОМОГЛО. УДАРЕНИЕ, ТАКОЕ ЖЕ, КАК В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ, — НА ВТОРОМ СЛОГЕ. ЭТО ПРОСТОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ЧТЕНИЕ, И ЧУТЬЁ ЗДЕСЬ НИЧЕГО НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ. А СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА, ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И ДРУГИЕ СЛОВАРИ ИМЕТЬ ПРОСТО НЕОБХОДИМО!

    • admin говорит:

      Да, я знаю, что разные вещи. Ну, а не помогло, так не помогло)) Этому стихотворению много лет я уже в него и не суюсь — так, для примера выкопала из недр)))
      А словари — вещь нужная, несомненно!

  5. Елена говорит:

    Дорогая Женя, вернулась «с выходных», которые и правда стали «маленькой жизнью» — столько ярких событий! С огромным удовольствием прочла Вашу очередную замечательную статью об искусстве поэтики. Очень понравились Ваши четверостишия, особенно про сомкнутые ладони и про февраль. Это — тот редкий для меня случай, когда форма затмевается содержанием. Спасибо!!! Комментарии тоже прочла, не менее интересно — ведь Всеволод Михайлович очень скуп на советы, а его замечания так тактичны, что больше походят на похвалу. Но в отношении Вас, Женя, Всеволод Михайлович расщедрился. Это замечательно, когда можно честно говорить таланту, что он — одарённый поэт, да и вообще… Заканчиваю словами, «украденными» в Вашем стихотворении: «Благодарю богатство языка за яркую палитру вдохновенья!»

    • admin говорит:

      Спасибо, Елена!
      Только не перехвалите))

  6. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Спасибо, Всеволод Михайлович, за Ваши комментарии — даже немного удивлена, потому что раньше Вы об этом не говорили. Может, и говорили, но когда видишь текст перед глазами — усваивается лучше. То, о чём прочла, даёт душе простор, а мыслям свободу. Бесконечные разговоры о правильности написания стихов, о грамотности — ограничивают. Чувствуешь, что тебя будто забором огораживают. Замечательное разграничение «ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ — ЕЩЁ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ, И РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ИМЕЮЩИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПИШУЩЕЙ БРАТИИ». Это, действительно, совершенно разные вещи! Стихи научить писать нельзя! Оно, поэтическое чувство, либо есть, либо нет.
    «Сочинение стихов — это не работа, а состояние» Р.Музиль, «Уметь писать стихи также не значит ещё быть поэтом: все книжные лавки завалены доказательствами этой истины» В. Белинский, «Поэзия не в форме мыслей, а в самих мыслях. Поэзия — это всё, что есть искреннего и задушевного во всём» В.Гюго, «Разница между поэзией и красивыми стихами так же велика, как между пахучим цветником и лавкой парфюмера» Ю.Хейр. А вот, как говорит об этом Губерман:
    «Определениям поэзии
    спокон веков потерян счёт,
    она сечёт сердца, как лезвие,
    а кровь у автора течёт».
    Поэзией можно считать стихотворения, наполненные смысла, богатые выразительными средствами — эпитетами, метафорами и т. д.
    Для тех, кто обладает чутьём — грамотность в пользу. Литъучёбу проводить надо — в плане знакомства с технической стороной, но это — не составляющая часть творчества. Кому надо — возьмёт оттуда всё необходимое, а некоторые уже в силу возраста и убеждений — не воспримут. Главное — творческое общение, когда у кого-то здорово получилось, тебя это заводит, вдохновляет на написание — будоражит мысли, чувства. Это вовсе не означает, что можно писать разную чертовщину… Потом, написанию стихов способствует общее развитие, чтение литературы, знакомство с другими авторами и, по возможности, с более опытными. Для творчества губительны какие бы то не были рамки: а как к нам отнесутся в вышестоящих организациях? А вот с этим человеком лучше не якшаться, а то как бы и на нас не отразилось и т.д. Чистенько, гладенько — скучно! Творческий союз призван к раскрытию его членов, возможности изливаться, а не загоняться в рамки правил, собраний и протоколов. Это не коллектив людей, благодаря которым управляющее звено этого сообщества реализует свои административные потребности в руководстве, решая, кого «выпускать» на большую арену, а кого «придержать», кого «казнить», а кого «миловать». Это — не памятник «Памяти Одного Человека». Отдал — и забыл. Как ребёнок не принадлежит матери — появившись на свет, он уже достояние всего мира, так и всё, что создаёт человек — принадлежит уже всему миру. Творческий человек — всё равно, что дитя. Ему нужно некоторое руководство, опека, но эта функция разительно отличается от понимания появления на свет Божий некого произведения. Здесь каждый должен заниматься своим делом, чтобы не получилось так, что у кого лучше получается по чиновничьей части — учит писать стихи, а кому бы писать стихи — тот лезет в хозяйственную область.

  7. Елена говорит:

    Уважаемая Светлана Евгеньевна, Ваша пылкая статья на зависть эмоциональна, просто не нарадуюсь… Можно сказать, материал для диспута. Но что можно ответить по существу, кроме «очень во многом согласна»? За прекрасный подбор цитат примите мою благодарность, мне они сильно помогут в моей бесплодной полемике с химкинским ЛИТО. За необходимость продолжать учиться всегда, и основам стихосложения в том числе, лучше всего говорит тот факт, что именно лучшие литераторы «Ладоги», то есть наиболее одарённые «литовцы», проявляют к курсам С.Борисова и статьям Е.Шаровой особый интерес. Только дилетанту может мниться, что он «на чувстве» создаст «нетленку», допуская примитивнейшие ошибки просто в силу незнания «великого и могучего» и собственно законов стихосложения. Учись, как минимум, а на основе мастерства «твори»… Профессионализм трудно «расчленить» — врождённый ли это талант либо искусное мастерство, а самонадеянного неумеху видно по произведению. Какие бы прекрасные идеи не посещали стихотворца, сложность состоит в умении их выразить… Если есть и талант, и желание — надо учиться и работать, стремиться улучшить результаты. Полностью я согласна с Виссарионом Григорьевичем, что «Уметь писать стихи не значит ещё быть поэтом…». Стихосложение не есть поэзия. Поэтому в любом стихотворении я ищу поэзию и огорчаюсь, когда мне выдают эрзац. Если у меня и есть талант, то он — в умении различить истинное и фальшивое. А профессионала всегда можно узнать по неутомимому желанию учиться, постигать новое, покорять новые вершины. С любовью к «Ладоге», Елена.

  8. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Я как раз здесь поддерживаю мысль В.М. о том, что стихи душой пишутся…
    У нас с Вами, Елена, есть что-то общее. Некоторая нетерпимость, что ли? Может нам объединиться вместе против химкинского ЛИТО и дать им жару? Не всё же нашему расхлёбывать?
    Еленочка миленькая, не сердитесь на меня! Я шучу!
    Обнимаю Вас крепко-крепко!
    Всегда с удовольствием читаю Ваши комментарии.

    • Елена говорит:

      Да конечно, я тоже Вас обнимаю, красавица Светлана. К сожалению, потухший костёр не разожжёшь. Жар лучше подарить живому творчеству и Вашим острым комментариям. Статья и правда прекрасная, очень дельная, «я не шучу!»

  9. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Спасибо, Елена!

  10. Всеволод Кузнецов говорит:

    КАКОЙ ЦЕНОЙ НАМ ТВОРЧЕСТВО ДАЁТСЯ!

    Душа болит. Слова наружу рвутся,
    Стараясь вытеснить сплошное безрассудство…
    Да на исходе отшумевших дней, –
    Себя, любимого, ударить побольней…
    Какой ценой – шедевры нам даются!

    В себе самом, с самим собою бродим,
    О свежести мечтая, о восходе…
    Но самоедство, самобичеванье, –
    Даются всякий раз, – как наказанье…
    Какой ценой – спокойствие приходит!

    Всё существо – в тар-тарары несётся,
    Из самого себя наружу рвётся…
    У пропасти, случайно, задержалось, –
    Что позади? – Разгул, кураж и хаос…
    Какой ценой – гармония даётся!

    3 – 5 .08, 2011, Луговая – Москва – Луговая.

    • Елена говорит:

      Всеволод Михайлович, я ЭТО Ваше стихотворение люблю по-настоящему. В нём всё и о поэзии, и о Вас… Понимаю, что комментарии о поэтике и стихосложении Вам необходимо подкрепить поэтическим шедевром. Я бываю и придирчива, и нетерпима — но лишь по отношению к «делу, которому служишь», не к людям. Матери кажется, что она своим советом может помочь ребёнку избежать бедствий; человек, который любит своё дело, надеется, что своим опытом и знаниями поможет другим избежать ошибок и не загубить любимое дело. И то, и другое — заблуждения. Но на фоне «среднего» и «обычного» неизбежно блеснёт самородок, ради которого и «перелопачиваешь» очередной «Эверест» банальности. Мне несказанно повезло — в ЛИТО «Ладога» таких самородков аж несколько. К литературе я имею стороннее отношение, но умею пропускать «через собственное нутро» полученное впечатление. Это очень обогащает мою работу. Мне знакомы, причём близко, и восторги, и вдохновение, и кураж, и отчаяние, переходящее в самобичевание… Но, чтобы «далась гармония», одного вдохновения всё же недостаточно! Может быть, я рассуждаю как бесталанная примитивность, но хочется всегда познавать и учиться, чтобы лучше понимать красоту и гармонию, получая более глубокое наслаждение. В «Ладоге» я встретила несколько учителей, которые мне необыкновенно помогают. Они — профессионалы. Преданная Вам, Елена Николаевна.

  11. Евграф говорит:

    …Думы, думы! Не много ли их? Засоряется ими планета. Мне б один — кристаллический стих написать как программу поэта. Чтобы каждый заветной строкой мог притягивать светлые души, беспокойным — прибавить покой, ледяным — лёд покоя разрушить…
    Юрий Петров.

Комментарии запрещены.