Предвосхищение строки. Стихи Г. Леонтьевой

(букет сонетов)¹

1.
Дремал рассвет. В неспешности его
таилось сокровенное начало.
Неведомой была ни для кого
та строчка, что ещё не прозвучала.

Бледнела тень, прозрачней становясь.
Истоку дня задумчиво внимая,
рождался звук. По клавишам струясь,
лилась потоком тишина немая.

И были в мире только ты и я.
Дремал рассвет, почти разжав объятья.
Как дивный сон, как тайна бытия,
ночь уходила в строгом тёмном платье.

Рассветным утром и на склоне дня,
о, не покинь, моя любовь, меня!

2.
О, не покинь, моя любовь, меня!
Не топлен дом, и виден пар дыханья.
Нет в очаге огня, того огня,
что освещал порыв и созиданье.

Как часто мы, за резкость извиня,
не терпим даже слова назиданья.
Не оттолкнув, уходят, не кляня,
нехоженой тропой воспоминанья.

Да будет же грядущий день согрет
лучом ли, словом, трепетностью свечки
и теплотой общенья, может быть.

…Разжечь огонь, и прочитать сонет,
и, в сумерках усевшись возле печки,
предвосхищенье строчки ощутить…

3.
Предвосхищенье строчки ощутить
дано не всем, доверена поэту
та миссия. Связующая нить
через строку проходит, ту и эту:

строка живёт призванием – любить,
взволнованно служить добру и свету,
ей так легко печали утолить,
найти ответ, где вовсе нет ответа…

Поверив ей, а не молве и зелью,
и добровольно выбрав «кабалу»,
стежок к стежку сплетаем рукоделье.

Представь себя на красочном балу.
Так хочется не праздному безделью –
натруженным рукам пропеть хвалу.

4.
Натруженным рукам пропеть хвалу
положено закату, не рассвету.
Звёзд угольки – предвестниками света,
чуть разгреби небесную золу.

По морю строчек волны рифм плывут –
из лета в осень, из предзимья в лето…
Ещё не спето, сердцем не согрето
заветное, что вслух не назову.

Лучом внезапным осветился лес,
вдруг, краски обретя, пейзаж воскрес,
где поле с озимью, чуть тронутое снегом.

Взмахнул смычком невидимый артист…
Уверенно, спокойно, не набегом –
ноябрь-красавец: снег и жёлтый лист.

5.
Ноябрь – красавец: снег и жёлтый лист,
стиль классицизма – золотое с белым.
В пространстве поля, стылом, опустелом,
из рощи эхом – свиристелей свист.

Предзимье чтут поэт и новеллист,
короче день, но строчкам что за дело.
Дай бог, чтобы душа не охладела,
чтоб взгляд и добр, и зорок был, и чист.

…Рассвет всё дремлет, не спешит ничуть,
хотя давно пора свечу задуть
кому-то новому, вошедшему с мороза.

Легко напишется, достаточно взглянуть
с улыбкой мягкой, а не как-нибудь,
в окно и зеркало, где жизненная проза.

¹Пять сонетов, представляющих небольшой букет, написаны в пяти различных классических сонетных последовательностях: двух «итальянских», двух «французских» и «английской» (так называемой «шекспировской»).

© Copyright: Галина Леонтьева

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

22 комментария: Предвосхищение строки. Стихи Г. Леонтьевой

  1. Людмила говорит:

    Дорогая Галина Васильевна! Как Вы порадовали своими великолепными, такими простыми и мудрыми, стихами! Вот это прорыв к высотам, в классику!

  2. Александр Крохин говорит:

    Очень понравились стихи, высший пилотаж!!!
    С уважением, Александр.

  3. Евграф говорит:

    Просто шикарно! И красиво! Вот образец чувств, понимания и изложения! Помню, Юрий Васильевич когда-то на занятиях знакомил «ладожцев» с сонетами, давал задание на дом. И многие выполняли…
    Е.Р.

    • Всеволод Кузнецов говорит:

      Можем, продолжить эту традицию Юрия Васильевича и уделить время созданию ВЕНКА СОНЕТОВ. У Галины Васильевны получилось, в целом, превосходно! Когда-то и я пробовал писать, в том числе, посвящая русско-болгарской дружбе ( был напечатан в газете «ДРУЖБА», в УДН имени П.Лумумбы). А венок сонетов, под названием «ДУШОЙ И СЕРДЦЕМ ВИДЕТЬ МОЖНО…», в 1978 году я послал Мариэтте Сергеевне Шагинян. которая мастерски владела этой поэтической формой.. Ответ был, довольно положительный. Вот, из этого венка, 15-й, магистральный, венок:
      15.

      На то глаза даны живому,
      Чтобы открыто в мир смотреть, –
      Воспеть добро и зло презреть,
      Стремясь к согласию земному.

      Увидеть не дано иному,
      Хоть будет десять глаз иметь.
      Незрячий может и прозреть,
      Но не прозреть слепцу глухому.

      Свет белый видеть, – это благо,
      Но не помеха тьмы печать,
      Чтоб ложь и правду различать.

      Душой и сердцем видеть можно,
      И на земле стоять надёжно.
      Творить добро, – нужна отвага!

      • Елена говорит:

        Спасибо публикации Леонтьевой за тот благодатный случай, что дал возможность «сайтовцам» прочесть несравненный сонет В.М.Кузнецова.

        • Всеволод Кузнецов говорит:

          СПАСИБО ЗА БЛАГОДАТНЫЙ ОТЗЫВ! ПРИДЁТСЯ ПОБЕСПОКОИТЬ ЖЕНЮ ШАРОВУ, ПОСЛАВ ЕЙ ВЕНОК СОНЕТОВ И КОПИЮ ОТВЕТА ШАГИНЯН М.С.

  4. Елена говорит:

    Работа проделана огромная. Мастерство подтверждено. Есть моменты назидания. Чувствуется ощущение превосходства. Комментарии последуют хвалебные, без сомнения. А у меня возникло ощущение диссонанса… Ре-«ззз»-анули строчки: «Как часто мы, за реЗкость иЗвиня, не терпим даже слова наЗиданья». Во-вторых, к чему обобщать: «мы»? В-третьих, «и-ззз-виняюсь»! .. опять покусилась… но слово «извиня» вообще… Постоянно ведутся споры вокруг правильного употребления глагола «извиняюсь», а здесь … в СОНЕТЕ… странная форма деепричастия. Ещё меня постоянно смущали переходы от личного к множественному: «…стежок к стежку сплетаем рукоделье.
    Представь себя на красочном балу…». Это диалог, кого с кем? . Также в строках «Дай бог, чтобы душа не охладела, чтоб взгляд и добр, и зорок был…» явный перебор «чтобы, был». «Так хочется не праздному безделью – натруженным рукам пропеть хвалу» — тоже смущает. Кто мешает пропеть хвалу? А «хочется» — слишком упрощает это слово высокий порыв. Опять прошу прощения у Жени Шаровой за морОку, можно не отвечать, не надо канители, — я помню, что Леонтьева не имеет Интернета и очень почитаема в ЛИТО. Читала я внимательно, старалась не придираться, только пыталась понять, почему автор так благосклонна к себе. Думаю, что «Букет» будет отмечен как шедевр. Моих придирок кто-то не заметит, кто-то промолчит, так что сама себе я это всё объясняла. Елена.

    • Людмила говорит:

      Елена, вот эта строфа, где «за резкость извиня», меня тоже смутила и я не сомневалась, что Вы по ней «пройдетесь»! Думаю, она не устраивает и автора, мне так кажется, что она над ней поработает. А назидание, превосходство — нет, не чувствую. Я искренне восхищаюсь стихами, их глубиной, тонкостью, мастерством автора.

  5. Евгения Шарова говорит:

    Молчу-молчу, так как знатоком стилистики сонетов не являюсь))
    Могу только, как читатель )
    А читателю понравилось))))
    Елена, ваши замечания учту для самой себя, если когда-нибудь решусь написать венок сонетов)))) Эх.. вот только не решусь…

    • Елена говорит:

      Спасибо, светлые женщины. Стараюсь тоже быть терпимой. Я получаю «ответочки», однако… «Хвалу и клевету приемли равнодушно…». Ваша Елена.

      • Людмила говорит:

        Чувствуется элементы превосходства….

      • admin говорит:

        Хм… вообще-то я просто констатировала прискорбный для меня факт — я действительно совершенно не владею информацией о сонетах. От слова — вообще. И потому оценивала этот венок просто, как легло… А легло хорошо. И это единственное, что я выразила в «ответочке» и не более того…
        Извините, если что не так.
        С уважением,
        Женя Ш.

        • Людмила говорит:

          Женя, не думаю, что Елена на Ваш счет. Это ж я, видимо, глупец, который просто имеет наглость не во всем согласиться с Еленой и по глупости имеет свое собственное мнение. А мне казалось, что этот сайт дает нам всем право и возможность свободно высказываться, обсуждать, дискутировать — без назидания, без принижения кого-либо, тем более без оскорбления. И без категоричности, конечно. Кто возьмёт на себя право быть истиной в последней инстанции? Только тот, кто благосклонен к себе, видимо.

          • admin говорит:

            Чем мне категорически не нравится интернет — невозможностью ясно, чётко и понятно выразить реальные эмоции и настроение!
            Ну, ведь правда — хочешь сказать одно — а тебя не так понимают, хочешь пошутить или смягчить накал дискуссии — тебя снова не понимают… А уж, если ошибся в формулировке — жди третью мировую… Не хватает интернету интонационности — ну, чтобы интонации друг друга были понятны. У нас ведь очень сложный язык — нужно слышать интонацию, чтобы правильно понять! (чёй-то меня заклинило на слове «понять»)))) Это я не про этот конкретный случай — довелось вынуждено участвовать в чём-то похожем и на парочке других сайтов… Там были знатные бои… на пустом месте. И, если я точно помню, то рассорились там вдрызг, причём реально знакомые между собой люди!
            Так что, Людмила, дело и не в вас, и не во мне, и не в Елене — каждый хотел выразить что-то своё, у каждого и получилось что-то своё — в той манере которая свойственна каждой из нас. Просто мнения — сходные и разные… ничего личного)))
            Я всех люблю)))

  6. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Стихи пробудили во мне чувство таинственности, состояние иного бытия, которое можно выразить только художественным образом — через живопись, музыку, поэзию. Сразу же. После первого четверостишия. «Дремал рассвет…». Он уже не спит глубоким сном, он уже дремлет «в неспешности его таилось сокровенное начало…» — вот-вот случится нечто необыкновенное. Его ещё нет, но есть ощущение того, что ЭТО вот-вот сейчас случится…
    «Неведомой была ни для кого
    та строчка, что ещё не прозвучала»
    Для меня эти слова созвучны с Ахмадулинскими:
    «Я так щедра была, щедра
    в счастливом предвкушенье пенья…»
    или вот её же:
    «Иду в тайник и средоточье мрака,
    где в крайний час, когда рассвет незрим…»

    У Леонтьевой:
    «Бледнела тень, прозрачней становясь.
    Истоку дня задумчиво внимая…»» — медленно-медленно всё происходит! «бледнела тень, прозрачней…» — Господи! Да это же чудо!
    «рождался звук…» — звук просыпается вместе с наступающим утром!
    «По клавишам струясь,
    лилась потоком тишина немая…» — я слышу музыку! ТИШИНА — ЛИЛАСЬ!
    «И были в мире только ты и я…» — звук рождался из любви! Любовь рождалась из звука! ЭТО — ЛЮБОВЬ! Именно, в ЭТО самое мгновение пробуждения нового дня. Эта любовь и была тем самым утром, и всё вокруг было таинственно, необыкновенно! Всё вокруг было особенным!
    «Рассветным утром и на склоне дня,
    о, не покинь, моя любовь, меня!» — утро настанет, прозвучит строка, день подойдёт к своему логическому завершению… Как сохранить то чувство волшебства за суетностью дня? Тот огонь, «что освещал порыв и созиданье»?
    «Как часто мы, за реЗкость иЗвиня,
    не терпим даже слова наЗиданья»
    У Ахмадулиной:
    «Но нет мне укаЗующего Звука.
    Нет Звука мне. Зачем он прежде был?
    …………….
    ЖиЗнь Замечает вдруг, что — пред-мертва.
    Звук укаЗующий, я предаюсь
    игре с твоим отсутствием подлунным.
    Звук укаЗующий, прости меня»

    И у одного автора, и у другого — это художественный приём — усиление образа, передачи настроения. Это — мимика слова! «За резкость извиня…» — представляете, как звучит это «извините»? Сквозь зубы!
    «Как часто мы, за реЗкость иЗвиня,
    не терпим даже слова наЗиданья» — почувствуйте состояние этого образа! Резкость. Сильная эмоция. Перехватывает дыхание.
    «Не оттолкнув, уходят, не кляня,
    нехоженой тропой воспоминанья…» — а мне опять хочется продолжить Ахмадулиной: «И мудрая, я позабуду всех…»
    «Связующая нить
    через строку проходит, ту и эту…» — в стихотворении нет ни одной ненужной строчки, каждое слово на своём месте. Связующая нить соединяет их.
    «Да будет же грядущий день согрет
    лучом ли, словом, трепетностью свечки
    и теплотой общенья…» — вы только вдумайтесь в эти слова!
    «Натруженным рукам пропеть хвалу
    положено закату, не рассвету» — !!! Утром — неизведанное, можно мечтать, утром человек чист после сна. Вечером — «хвала натруженным рукам», произошедшим уже делам. Утром можно предполагать, но итог подводиться вечером.
    «Звёзд угольки – предвестниками света,
    чуть разгреби небесную золу»,
    «Ноябрь – красавец: снег и жёлтый лист,
    стиль классицизма – золотое с белым» — сплошные метафоры!
    «строка живёт призванием – любить…
    Поверив ей, а не молве и зелью…»
    «В пространстве поля, стылом, опустелом,
    из рощи эхом – свиристелей свист» — какие образы!
    «Дай бог, чтобы душа не охладела,
    чтоб взгляд и добр, и зорок был, и чист
    ……..
    Легко напишется, достаточно взглянуть
    с улыбкой мягкой, а не как-нибудь,
    в окно и зеркало, где жизненная проза»!!!
    опять перекликается с Беллой:
    «И вот тогда из слёз, из темноты, из бедного невежества… Прекрасные черты…» — всех тех кого любили и любим сейчас появятся….
    «Предвосхищенье строчки ощутить
    дано не всем…» — Увы!
    Хочется вслед за Ахмадулиной повторить:
    «И я причастна к тайнам дня…»
    И эта причастность к тайне сегодняшнего дня — в стихах автора.
    Как много приходиться читать и слышать разной ерунды. Вот так вот можно пройти и мимо настоящего — не заметить в спешке.
    Спасибо, Елена, за акцент. Благодаря Вам — глубже прониклась прелестью строк.
    У Вас есть вкус!
    И ещё — стихи очень лиричны, трогательны. В них много женской нежности.
    Друзья мои! Это — НАСТОЯЩАЯ ПОЭЗИЯ!

    • admin говорит:

      Вау… эх… жаль, что способности не позволяют написать сонеты — всё бы сделала, чтобы такой отзыв получить!)))
      Светочка! Вот реально читаю твой комментарий и восхищаюсь им, как отдельной работой — вдумчиво, тщательно анализируешь, сравниваешь и поясняешь и в тоже время не уходишь в «математику», а остаёшься на волне упомянутых тобой произведений!
      Твой отклик — прямо-таки отдельное сочинение! Причём независимо от того чьи и какие именно стихи ты прокомментировала.
      С уважением,
      Женя Ш.

  7. Людмила говорит:

    Женечка, Вы дипломат, миротворец и умница! Да боже упаси нам тут распрей и войн! И Елена, я ж вижу, высказывает вполне дельные замечания , и это хорошо и полезно всем. Но есть назидательность, есть предвзятость — к Галине Васильевне, например, которая, на мой взгляд, одна из достойнейших здесь. Нет, это не значит, что у нее не может быть огрехов, и только хвалу ей воздавать, такую же, как «мэтрам», где она очень щедра. Но и выискивать в ней то, чего и в помине у нее нет,
    негоже. И тут у меня возникает «стойка» — защитить! Хоть я стараюсь крепко себя держать за поводок но , думаю, иногда нужно все сказать прямо. Да и мне не нужно указывать мое место, я его знаю. Надеюсь, Елена тоже это прочтёт и все правильно поймет.

  8. Елена говорит:

    Елена прочла и поняла. К перепалкам у Людмилы — талант. То, что я «выискивала», понять смогли «мэтры». «Стойку» заметила ещё раньше, поэтому призывала Людмилу уделять основное внимание собственному творчеству. Людмиле стОило прервать свои «защиты» более достойным образом. Её творчество для меня более не существует. Мой последний ответ Людмиле я позаимствовала у Светланы Бестужевой: Я «падаю» и «подымаюсь» –
    Так закаляет жизнь меня.
    Но я стараюсь, я пытаюсь,
    Я не боюсь… Бывает, каюсь,
    Но выхожу из-под «огня».

    Меня нельзя склонить к пустой обиде,
    Насмешками и глупой клеветой.
    Я ненавижу слово «ненавидеть»,
    И берегу душевный свой покой.

    Меня нельзя согнуть ни злом, ни силой,
    Уже пытались… Тщетно: я не гнусь.
    Прямой и честной буду до могилы,
    Любой приняв на плечи тяжкий груз.
    С уважением к сайту и почтением к «Ладоге», Елена Николаевна Борисова.

    • admin говорит:

      «Ребята, давайте жить дружно!»
      «Спокойствие, только спокойствие»
      «Я волшебное слово знаю — позааалуста»

      Ну вот что с вами (Елена, Людмила) делать? Только цитатами из мультиков уговаривать))) Может, хоть улыбнётесь…

    • Людмила говорит:

      Елена, это пафос. Давайте его отбросим. И обиды тоже. И будем жить дружно. Я — за!

  9. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Женя, спасибо за отзыв о моём комментарии.
    Насчёт твоих способностей — не сомневаюсь в том, что они есть. Тебе просто надо взять и написать. Если хочется.
    У тебя есть стихотворение, первая строка которого: «Благодарю тебя за равнодушие…» — почему-то мне это пришло в голову. Вдруг… Чем-то сродни: «Мне нравится, что Вы больны не мной…», но тональность сюжета разная. У тебя там острое чувство.
    Так — пришло в голову ни с того, ни с сего. Насчёт «сюжетной тональности» не уверена. Уместно ли подобное сочетание?

  10. admin говорит:

    По причине того, что под этим стихотворением дискуссия превращается в «вулкан страстей», я закрываю комментарии!
    На будущее (это я и себе и всем участникам) — как только я увижу, что «пошла реакция» — закрываю обсуждения! Поэтому призываю всех — критикуйте, обсуждайте — стихи или сайт, но — конструктивно, обосновано… И… спокойно… по-возможности… Точки зрения могут не сойтись, в споре, возможно, родиться (или не родиться) истина, но очень прошу держаться в рамках темы, без «уколов и щипков» и переходов на личности — как автора того или иного произведения, так и оппонента.
    В споры постараюсь лично не встревать, но если что — предупреждаю и закрываю комментарии!
    Надеюсь на понимание!

    С уважением ко всем,
    Женя Ш.

    p.s. Жалею, что не сделала этого (закрытия) раньше! Под своим «Снова осень…» — тоже всё закрыла!

Комментарии запрещены.