Немного о стихосложении. Ритм, размер, звукопись… и что-нибудь ещё. Статья Е. Шаровой

В своей прошлой статье (Немного о стихосложении. Способы рифмовки.) я рассказывала о способах рифмовки и постоянно писала: «размер, ритм». А те, кому я писала редакторские замечания в почту, наверняка тоже припомнят, что «ритм – размер» — моя любимая присказка. Ну что ж, попробую пояснить, что к чему. Начну с этих двух вещей, а дальше – как получится.
На самом деле под словами стихотворный размер подразумевается как раз то, что я не знаю – те самые: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и прочие подобные премудрости. Ну, а я под размером подразумеваю длину строки стихотворения — количество слогов в строке стихотворения, ещё точнее – количество гласных в строке.
Как я уже писала – желательно, чтобы длины рифмующихся строк были равными. Но это не всегда константа – варьировать можно, но осторожно и очень продумано! Если при чтении даже при нарушении размера ничего не смущает, то почему бы и нет! Из всех моих экспериментов с размером я сумела вспомнить только одно стихотворение (может ещё есть, да я уж и не вспомню) и вот фрагмент из него:

Она снимает стресс, выходя по ночам на крышу (15 слогов)
И кричит в темноту, пугая своих соседей. (14 слогов)
И украдкой плачет потом, чтоб никто не слышал. (14 слогов)
Лишь сочувственно по волосам её гладит ветер. (15 слогов)

Написано перекрёстным способом рифмовки. А вот с длинной рифмующихся строк всё как бы плохо – первая строка 15 слогов, третья (с которой и рифмуется первая) – 14-ть, и со второй и четвёртой строками всё «набекрень». А я сознательно решила поэкспериментировать с размером – мне как-то надо было описать сумбур, испытываемый героиней стихотворения, и я сделала весь акцент на ритм, превратив стихотворение в так называемый дольник. Кстати, длины строк «пляшут» во всём этом стихотворении, а не только в приведённом мною четверостишии. К определению дольника я ещё вернусь, а пока – классическое определение ритма стихотворения. Ритм стихотворения – это циклическое чередование ударных и безударных слогов. В следующем отрывке из одного моего стихотворения я выделила ударения в словах жирным шрифтом:

В вихре осени золотой
Догорает закат свечой.
Я кленовою пятернёй
Тихо трону твоё плечо

Возникает логичный вопрос – а почему некоторые ударные гласные я сделала красными? А это не простые ударения, а так называемые икты. Икт – это ритмическое ударение в стихотворении – то самое, которое как бы формирует ритм наших стихов! Вот смотрите: в слове «вихре» есть ударная гласная «и», но когда мы произносим эту строчку вслух, то это «и», как бы затирается ударением на «о» в слове «осень» — именно это «о» — главное, оно рисует ритм. Так же, как «о» в слове «золотой», кстати. И получается вот такая схема:
— -/- — — -/  – икты обозначены значком «/», а «» — все остальные слоги.
И если мы нарисуем схему всего четверостишия, то получится как-то так (не обращайте внимание, что какие-то черточки короткие, а какие-то длинные — почему-то отображается как-то странно…, на самом деле они одной длины и обозначают не иктовые слоги):

— — /- — — — /
— -/- -/-/
— -/- — — — /
— -/- -/-/

Вроде как ровненько вышло)) А вот пример, когда я намерено «сломала» схему:

В небытие уходит день вчерашний,
И новый день начнёт отсчёт с нуля.
Усталой птицей вновь летит Земля
Сквозь прах минувших лет в миг настоящий.

Я выделила только икты и тут – полный разброд и шатание:

— — -/- — -/-/-
— — -/- — -/-/
— — -/- — — — -/
— — -/- — — — -/-

Вот такая чехарда, но мне кажется, вполне читабельно. Так что, как видите, можно и отступать от правил или же постараться как можно аккуратней скрыть эту шероховатость. В принципе, если икт сдвигается плюс-минус слог, не больше, то такой сбой можно даже и не заметить (у меня таких спрятанных сбоев много… да почти в каждом стихотворении!). Но, мне кажется, что икту можно позволить «шататься» только внутри строки стихотворения, а вот в начале и в конце строки ударения должны всё-таки совпадать в рифмующихся строках, иначе сбой ритма будет заметен слишком явно! А вот теперь я напишу, что же такое «дольник». Дольник – он же тактовик, он же – акцентный стих. То есть тот самый случай, когда икты «гуляют» на слог или даже два, а бывает, что и три. Но при этом всё довольно легко прочитывается. Вот первый мой пример и есть что-то вроде дольника.
Немного хочу рассказать об ударениях, как таковых. Помните классическое: «звонИт» или «звОнит»? Вот за этими коварными ударениями надо очень-очень тщательно следить! А то «накосячите», как я. У кого есть мой сборник стихов – откройте, пожалуйста, страницу 103. Открыли? Читаем: «…киноварью рассветной алея…». Ударение, ясное дело, хочется поставить «киновАрью», правда? Иначе весь ритм собьётся. А оно неправильное! – «кИноварь» — ударение на «и». Вот так вот. Не проверила! И, самое главное, что на этом же слове я опять пробежалась по граблям в другом стихотворении. Конечно, я уже сделала всё возможное, чтобы исправить эти строчки… но я же их пропустила ДО того, как они попали в печать! Будьте бдительны, пожалуйста! Если сомневаетесь — не поленитесь заглянуть в словарь и если не сомневаетесь — тоже загляните! Не повторяйте моей ошибки! Пожалуй, в словарь надо заглянуть и в случае уточнения значения какого-либо слова, а то ведь тоже можно полностью исказить смысл стихотворения.
От ударений можно перейти и к звукописи. Звукопись – средство выразительности. Повтор звуков, сочетание звуков, создают некий акцент в стихотворении, усилят какую-то интонацию (например, «жук жалобно жужжал»). Вот, к примеру, что получилось у меня:

«В шёпоте трав нескошенных,
В шелесте листьев сброшенных»

То есть я этим «ш» попыталась подчеркнуть и шёпот и шелест… Удачно или нет – не знаю, но сходу вспомнилось только в этом стихотворении. Это пример вполне удачной звукописи. А вот неудачной можно такого натворить! Слипание звуков может превратить невинную фразу в почти ругательную, а некоторые сочетания звуков просто будут тяжело вычитываться. То есть, автор-то всегда как-то сумеет интонационно обойти неудачный звук, а вот читатель со стороны … не знаю… может и не сможет.
Мне довелось как-то получить почти ругательную строчку. Пишу стихотворение, всё ровненько, нормальненько. Решила очередной раз его перечитать, причём вслух… и… слышу: «… успеху её и прогрессу» — вот только при чтении вслух я уловила… кхм… в общем, прочтите выделенное! Конечно, это ещё не ругательно, но и ничего хорошего. Пришлось срочно исправляться: «… успехам её и прогрессу», Уффф… всё приличней, правда? Есть у меня ещё и «с рисунками» — ох, и коварные сочетания союза «с» со слогами «ри», «ру» и т.п.
Если я ещё покопаюсь в своих стихах, то, может быть, «ругательного» я не найду, но какой-нибудь «мирудачи» («мир удачи») или «каклета» («как лето») явно будет. Так что будьте внимательны, а то и у вас могут появиться «какангелы» и «каку вижу». Вот такая интересная, но порой коварная штука эта звукопись.
Ну, на этом я пока и закончу. Вот такой получился урок по стихосложению. Надеюсь, что темы затронутые в нём интересны и полезны. Всем удачи и вдохновения!

© Copyright: Евгения Шарова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике МАСТЕРСКАЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПУБЛИЦИСТИКА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 комментариев: Немного о стихосложении. Ритм, размер, звукопись… и что-нибудь ещё. Статья Е. Шаровой

  1. Евграф говорит:

    Женя, очень доходчиво и наглядно на своих примерах ты объяснила главное. Для меня за девять лет «сотрудничества» с Юрием Васильевичем это стало понятно. Кстати, и у Ю. В. в некоторых стихах я находила «огрехи». И тогда у нас возникали споры. Возможно, он так же не сразу замечал «шероховатости», но постоянно работал над стихами, написанными ранее. В распечатках он правил свои стихи. Но, к сожалению, в сборниках могли остаться прежние варианты. Я это теперь чётко вижу.
    Ждём продолжения «поэтического ликбеза». Е. Р.

    • Елена говорит:

      Евгения Рафаиловна, полностью поддерживаю Ваш коммент. Я началА работать над своим ответом Женечке в районе 11 ч., но читатели дАли возможность вернуться к «компу» лишь в 12; поэтому Ваш комментарий я прочла, уже отправив свой. Вот, пожалуйста, прекрасный пример для учеников и молодых сподвижников Юрия Васильевича — будучи признанным мастером, он не стыдился кропотливой работы, прислушивался к замечаниям своего первого читателя. Женечке ещё раз спасибо за интересный «ликбез», это большая и бескорыстная работа с её стороны.

    • admin говорит:

      Спасибо огромное за отклик, Евгения Рафаиловна!
      Буду очень рада, если эти статьи помогут «ладожцам» и мне самой)))
      Я тоже стараюсь работать над стихами очень внимательно и тщательно, но вот та же проблема, что и у Юрия Васильевича — кое-что попало в печать с шероховатостями, огрехами… Ну… тут уж ничего не поделать — стараюсь не «косячить» в текущей работе и пытаться исправить в старых стихотворениях тоже)))
      А о новой статье — уже ломаю голову — о чём написать))
      С теплом,
      Женя Ш.

  2. Елена говорит:

    Дорогая Женечка, да это просто «разбор высшего пилотажа», сколько сложнейших задач Вы поставили перед «литовцами», а особо благодарю за юморные примеры, это очень наглядно и доходчиво! Ещё раз убеждаюсь, что читать надо «на свежую голову», а поэзию — особенно внимательно. Почему-то мне особенно обидно за «вирши», наверное, потому что их сложнее создавать, и каждое удачное слово — на вес золота. Иногда, мне думается, создатели стихотворений «бьются в кровь», не признавая некоторых шероховатостей, в том числе и по причине боязни не найти новое слово. Поддерживаю и Ваш совет обращаться к словарям — это спасает и весьма начитанных, грамотных людей, ведь наши правила так сложны! Ваша Елена.

    • admin говорит:

      Спасибо за отклик, Елена!
      Я постаралась как можно наглядней написать, что знаю и с чем сама лично сталкивалась. Буду надеяться, что мои статьи помогут и моим коллегам, да и мне самой полезно вспоминать о своих заморочках, ошибках и прочем, чтобы в будущем не допускать огрехов!

      С теплом,
      Женя

      • Елена говорит:

        Дорогая Женя, спасибо за ответ, я также прочла и все другие комментарии. Наверное, это самый труднопреодолимый рубеж — выполнять правила стихосложения и сохранить в стихотворении сердечный и душевный накал момента, заставившего поэта создать определённый «импульсом» набор слов… Пока тебе покорятся все «слагаемые» поэзии, семь пудов соли съешь. Очень понравилось предложение Светланы о рубрике, это придаст сайту профессионального блеска, — в хорошем смысле, разумеется. Сердечно, Ваша Елена.

        • admin говорит:

          Спасибо, Елена!
          Действительно не хочется терять тот импульс, то настроение, которое подтолкнуло к написанию стихотворения… но это автор знает свой порыв и ему понятны какие-то нюансы и даже сумбур.. А вот до читателя нужно всё донести так, чтобы уже он почувствовал этот импульс… А значит — смотрим на своё творение «со стороны» и работаем..эх…
          А рубрику я сделала, чуть попозже сделаю сообщение на тему нового на сайте.
          С уважением,
          Женя

  3. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Прочла внимательно. О некоторых моментах догадывалась интуитивно — теперь и с теорией познакомилась. Очень нужные статьи, Женя. Может их отдельной рубрикой вывести, чтобы сразу найти при необходимости? «Мастерская «Немного о стихосложении», например? Или цикл статей «Немного о стихосложении»?..
    Я их себе в отдельной папочке на рабочий стол компьютера положила.

    • admin говорит:

      Света!
      Спасибо за отклик!
      И спасибо за предложение рубрики — обязательно сделаю!
      С теплом,
      Женя

  4. Альбина говорит:

    Женя, ты молодец! Проделала такую большую работу!
    К учебной части стихосложения можно и нужно обращаться постоянно!!! Бывает конечно эмоциональный выплеск, где видишь и огрехи и шероховатости в ритме, но ничего не можешь поделать, потому что дорог тот импульс, что запустил некий внутренний механизм и родились не очень гладкие стихотворные строчки… но со временем , да надо стараться все подчищать! Очень с тобой согласна! В общем бесконечный процесс совершенствования должен идти бесконечно)))

    • admin говорит:

      Спасибо, Алечка!
      Да, бывает, что импульс побеждает и прямо ничего не можешь сделать — размещаешь или показываешь его. А спустя какое-то время начинаешь его шлифовать… Стараюсь, конечно, импульсные стихи придерживать… И работать над словом!
      Буду рада если мои статьи кому-то помогут, напомнят, подскажут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *