Немного о стихосложении. Способы рифмовки. Статья Е. Шаровой

Ещё весной на сайте было размещено моё пространное эссе на тему стихосложения, редактировании и рецензиях («Размышления о критике и редактировании»). И ещё тогда у меня возникла мысль сделать несколько небольших статеек о стихосложении. Именно статеек – я не претендую на новизну идеи – статей профессиональных, сильных, подробно рассказывающих о стихосложении в интернете можно найти великое множество! Я просто хочу поделиться тем, что знаю сама о стихосложении и… не более того.
Сразу скажу, что я не буду рассказывать о ямбах, хореях, дактелях и прочем – тут я сама полнейший профан, простите! Постоянно сама ищу информацию – что, как и почему, так как почему-то именно эту часть «матчасти» я запомнить не могу, так что и рассказывать о таком просто не рискну! Я лишь коснусь некоторых нюансов стихосложения… Возможно кому-то это будет подспорьем при написании стихов.
А начну я с такой вещи, как способы рифмовки (в качестве примеров использования я буду брать фрагменты из своих стихотворений). Я не рискну замахиваться на какие-то сложные стихотворные формы, а расскажу о самых понятных и наглядных.
Самый простой способ – смежная рифмовка. Здесь всё предельно просто – первая срока рифмуется со второй, третья – с четвёртой, пятая с шестой и так далее… Обозначают такую рифмовку ААББ (одинаковые буквы обозначают рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Крысы корабль всегда покидают первыми…
Трусость? Отчаянье? Или же что-то с нервами?
Или инстинктом звериным главное чувствуя –
Просто бегут… просто так, и совсем не мудрствуя…

Очень простая рифмовка, я бы даже назвала её детской – ведь великое множество детских стихов написаны именно таким видом рифмовки. Запоминаются такие стихи быстро. Хмм… Вот я написала, что «детская», а моё-то стихотворение уж точно к детским не относится… Как видите – подходяще не только для детей. Но надо быть очень-очень внимательными! Тщательно следите за размером (количеством слогов), за ударениями (ритмом)! Огрехи, да ещё и при простейшем способе рифмовки очень заметны и даже более чем странны – и так проще некуда рифмовка, а тут ещё и ошибки… И сбои могут не только совсем упростить стихотворение, а сделать его примитивным. А если это детские стихи, то, я думаю, качество должно быть на высоком уровне по всем параметрам.

Ну, а, по-моему, самый известный способ рифмовки – перекрёстный.

Множатся мысли, мелькают события,
Можно отдаться на милость беспечности…
Мы в этом мире — всего лишь любители,
Мелкий песок на ладонях у Вечности…

Первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвёртой. Обозначение такой рифмовки – АБАБ. В стихах с такой рифмовкой также требуется отслеживания ритма и размера. Рифмующиеся строки должны быть… А точнее – хорошо будет, если они будут равными по количеству слогов. В приведённом мной примере, так вышло, что все строки одного размера – по 12 слогов, но в этой рифмовке единообразия размера нет, например:

Жизнь, расчерченная на полосы — (10 слогов)
Чередуются свет и тень… (8 слогов)
Свежий ветер ерошит волосы, (10 слогов)
Прогоняя хандру и лень. (8 слогов)

Вот видите – рифмующиеся строки равны между собой, но число слогов в 1-3 и 2-4 строках – разное. А я вернусь к своей фразе «…хорошо будет, если будут равными…» – имея в виду длину рифмующихся строк. В принципе, размеров-то можно и не придерживаться, но нужно будет уделить очень пристальное внимание, чтобы удлинение и укорачивание строк было уместным. Если уж оно проявилось, то хорошо бы этот преднамеренный сбой соблюсти во всём стихотворении – тогда это будет выглядеть стильной авторской задумкой, а не случайным ляпом.

Ещё один  интересный способ рифмовки – кольцевая (или опоясывающая). Первая строка рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей:

Душа не внемлет больше красоте,
Ей стало тесно в оболочке бренной…
А наша жизнь пред возрастом Вселенной –
Песчинка в бесконечной пустоте!

Обозначается такая рифмовка АББА. Здесь мы тоже можем варьировать длину рифмующихся строк. Но, мне кажется, что в этом способе не особо «похулиганишь» с ломкой размера. Хотя… А почему бы и нет, правда?

И, ещё один способ рифмовки – сплетенная. Тут вариантов огромное количество – прямо-таки простор для творчества!
АААБВВВБ или АААБАААБ – тут даже я сама не пойму, что натворила:
В шёпоте трав нескошенных,
В шелесте листьев сброшенных,
В разном — плохом, хорошем ли
Важное что-то есть.

Не перепишешь прошлое
В будущее проросшее.
Слово, как семя, брошено…
Каждый несёт свой крест.

АБАБА:
И снова ночь, и снова не до сна…
Рисует май сиреневой пастелью…
Бросает блики полная Луна,
и будоражит соловьиной трелью
созвездие с названием «Весна»!

АБВГАБВГ:
Пересеченье наших судеб
Запрограммировано свыше…
Сойдутся наши параллели
Узором линий на руке.
Весна-художница рисует
Лучом, скользя по острым крышам,
Закаты нежной акварелью…
А все ручьи бегут к реке…

И так далее…
Кажется, я всё, что знала сама – сказала и привела примеры… Попутно я затронула ещё некоторые нюансы стихосложения, но об этом я буду рассказывать в следующих «сериях».
Очень надеюсь, что такие мини-статьи об основах стихосложения будут полезны! И сподвигнут на поиски информации об этом простом и таком сложном искусстве — стихосложении…

© Copyright: Евгения Шарова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике МАСТЕРСКАЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ, НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, ПУБЛИЦИСТИКА с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев: Немного о стихосложении. Способы рифмовки. Статья Е. Шаровой

  1. Светлана Наумова-Чернышова говорит:

    Написано очень доступно. Вот ещё ссылка на статьи «Немного о стихосложении…» Я прочла с удовольствием
    http://tv-22.ru/minus/uchebnik-stixoslozheniya/zametki-o-stixoslozhenii/

    • admin говорит:

      Спасибо, Свет!
      Я тебе уже говорила, но повторю — статьи Тима Скоренко классные! Очень доходчиво и метко!))
      Спасибо за ссылку!

  2. Евграф говорит:

    Женя, очень своевременная и полезная «статеечка». Вот и Сергей скоро начнёт свои занятия для «ладожцев». А у тебя всё очень доходчиво написано и показано на примерах.
    Е.Р.

    • admin говорит:

      Спасибо, Евгения Рафаиловна!
      Пытаюсь писать продолжение, но пока «зависаю» — как лучше, как проще и доходчивей написать… И грузить не хочу, но понимаю, что надо бы эту тему не забрасывать… Просто,чтобы тем, кто действительно заинтересуется темой было от чего отталкиваться при поисках более расширенной и профессиональной информации.
      Уф… я эту-то статью писала довольно долго…

  3. Елена говорит:

    Дорогая Женя, хочу «и сердцем и умом» (и «рукой» тоже!) поблагодарить Вас за статью! Я получила, можно сказать, чувственное наслаждение, с трепетом войдя в эту «святая святых» поэтической лаборатории! Вот ещё одно подтверждение моей яростной убеждённости в том, что литература — это труд, сравнимый с работой землекопа… Да, иной раз — до кровавого пота! До ломоты в пальцах, до «вывихивания мозгов»! Как говорится всуе, «плавали, знаем!»… Пожалуйста, продолжайте по мере возможности эту рубрику, неутомимая наша «админ», ведь Вы — один (одна, конечно!) из тех «ладожцев», кто поистине имеет право на подобные методические рекомендации. Творчество — это тяжелейшая работа, направленная на результат, называемый «П-Р-О-И-З-В-Е-Д-Е-Н-И-Е»! Дорогие «ладожцы», пожалуйста, учитесь всегда, и ведь в вашем ЛИТО работают уникальные авторы, 100%-но заслужившие право именоваться «деятелями литературы», так что даже далеко ходить не надо. Дорогая Женя, хоть Ваша скромность всегда меня смущает, напишу вновь — мне очень понравились все «примерные» отрывки в Вашей статье, про крыс — это невероятное что-то… да и другие стихи — услада для меня. Лена.

    • admin говорит:

      Спасибо большое за отклик, Елена!
      Я старалась проще и понятней написать. Ну, а отрывки из своих стихов, в качестве примеров были удобней всего — всегда под рукой))) Какие-то из них я тут ещё не размещала («про крыс» в частности)Как-нибудь размещу целиком))

  4. Альбина говорит:

    Женя, а я так понимаю не случайно эта доходчивая и простая заметка появилась у нас на сайте! Хотя многие из нас более менее сведущи в написании стихотворного текста, НО ЭТО НАПОМИНАНИЕ, что работать над стихотворениями надо тщательнее, относится к себе критичнее, и видя какие то слабые места в своем творчестве не оставлять (авось не заметят) , а дорабатывать, доводить до совершенства свои тексты! Это я все пишу, а сама вроде бы себе говорю, что надо мне тщательнее прорабатывать написанное!
    Спасибо!

    • admin говорит:

      Аль, спасибо за отклик. Я самой себе постоянно напоминаю — работай, шлифуй… но и лень нападает и авторская слепота)) Уже боюсь в старые стихи заглядывать — там ушлифоваться можно, а ведь кое-что уже было где-то да напечатано… Стараюсь хотя бы в новых не ляпать))
      А статью, кстати, я начала писать примерно с месяц назад — всё чего-то дописывала, переписывала…

  5. Людмила говорит:

    Женя! Меня больше всего впечатлили в статье Ваши стихотворные строчки!

  6. Елена Постоева говорит:

    Женечка, ждём продолжения! Спасибо за работу!))

    • admin говорит:

      Спасибо за отклик, Леночка!
      Ну, что-то пока зависла сама на продолжении))) Но тему забрасывать, конечно, не буду.

  7. Лариса говорит:

    Спасибо, Женя, за урок-напоминание. Что для мня всегда было и остаётся загадкой, т.к. сама не пробовала писать, так это сплетённая рифма., да и ломка размера. До этого надо дорасти…

    • Евгения Шарова говорит:

      Спасибо, Лариса!
      А я бы и сама не написала бы ничего сплетённой, если бы само начало стихотворения не увело! У меня же таких стихов тоже совсем чуть-чуть и я их писала не специально — они сами))

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *