Свой воскресный день 15 мая я решила провести, посетив выставку «Интермузей», что разместилась с 13 по 16 мая в Манеже. Выставка проходила в рамках XVIII Международного фестиваля музеев. Как только узнала, что в Москве будет проходить выставка нескольких сотен музеев страны и зарубежья, то сразу решила, что обязательно поеду посмотреть на экспозиции самых интересных музеев. Предчувствие меня не обмануло, и я направилась к новым впечатлениям, неожиданным открытиям и неслучайным случайностям.
Переступив порог Манежа, при входе на выставку меня, как и других посетителей, приветливо встретили две очаровательные девушки с журналами «Мир музея». Мне повезло, потому что, записавшись у них, как руководитель мини-музея «Кукольная страна», я сразу стала обладателем нескольких прекрасно изданных номеров журнала. И вот неожиданная первая радость, один из номеров посвящён М.Ю. Лермонтову! Петергоф и Лермонтов; страницы рукописного альбома, заполненные родительницей поэта Марией Михайловной Лермонтовой и хранящиеся в музее «Тарханы»; акварели Лермонтова; лермонтовские места Кавказских Минеральных вод, которые дороги и близки моему сердцу. Второй журнал, посвящён детской тематике, которая мне также не безразлична.
Свой осмотр я начала с выставки, рассказывающей о кино «языком плакатов», и называлась «История кино в плакатах 1919-1991». Сюжет фильма и киногероев художники изображали лаконично, ярко, предельно точно передавая атмосферу фильма и при этом, сохраняя интригу для зрителя, вызывая желание обязательно посмотреть фильм. Плакаты того времени, как и афиши театров и представлений, по моему мнению, были единственной рекламой, не считая людской молвы, что разносила славу о новых и уже полюбившихся кинолентах. Выставка плакатов началась с работ художника Василия Островского (1936-2012) «Я купил папу», «Варвара-краса, длинная коса», «Малыш и Карлсон» и др. Проходя по залам, зрители наблюдали, как одна эпоха сменяла другую. В памяти людей всплывали образы киноактёров и сюжеты любимых с детства фильмов, фильмов с которыми мы росли, учились и взрослели. Их тематика разнообразна – классика, фильмы военных лет, сказки, приключения. Рассматривая эти плакаты, я поймала себя на мысли, что мы любили наше кино, хотели быть похожими на положительных героев, и всегда хотелось перечитать произведение, по которому был поставлен фильм. Наряду с плакатами в залах демонстрировались фильмы разных лет, начиная с немого кино.
Далее я продолжила свой осмотр на Центральной аллее, где представлялось множество различных по тематике и географии музеев. Тут же, рядом с экспонатами, проходили разного рода мастер-классы, семинары, дискуссии, игры. Проникнувшись этой необыкновенной атмосферой интерактивного музея, мне тоже захотелось попробовать свои силы, проверить эрудицию в лубочной игре XIXв. Тульского государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». Зело призадумавшись, над мудрёными вопросами боярыни Тульской и ея прямых потомков в седьмом колене о событиях на поле Куликовом, не посрамила и своих предков, с честью одержав и свою небольшую победу на ратном поле-макете. Получив от боярыни-музееведа в награду карту-схему поля Куликовской битвы для самостоятельных походов и экскурсий, я направила свои стопы к стенду «Украшение книг. От бересты к бумаге», представленному Новгородским музеем-заповедником. На нём были размещены разнообразные стили оформления старинных книг: балканский, нововизантийский, «фряжский», старопечатный, барокко. Разноцветные миниатюры вместе с рукописью называли на Руси «лицевыми». «Лицевые» закладывали деревянными крышками, отделанными кожей. Такими были обложки Святого писания либо Жития святых. Кожу украшали теснением и делали застёжки из золота или серебра часто с драгоценными камнями. Здесь же на стендах была представлена экспозиция, рассказывающая о первых типографиях, которые находились в монастырях.
Необычную экспозицию представил Санкт-Петербургский Всероссийский музей А.С.Пушкина «Пушкин и его герои на киноэкране». Посетители любовались фото и всматривались с интересом в, пожелтевшие от времени, страницы газет, рассказывающих о пушкинских киногероях.
В представленном Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина «Константиново» меня ожидало ещё одно необычное открытие. Взяв в руки журнал «Есенинский вестник»№1(6) за 2012 год и раскрыв его на странице 78, к своему изумлению, обнаружила статью «Сергей Есенин в Болгарии», автор К.Михайлов, доктор наук, старший научный сотрудник Болгарской академии наук (г.София, Болгария). И это совпадение показалось мне удивительным, т.к. наше ЛИТО «Ладога» находится в тесной творческой дружбе с болгарскими литераторами. Эстафету дружбы с болгарами передал нам руководитель Всеволод Михайлович Кузнецов, академик Болгарской академии наук и искусств, который является родственником купцов Куприяновых, владевших Константиновым с 1879 по 1897 год. И много сделавших для него! Особенно стараниями Сергея Григорьевича, известного благотворителя, старосты Тихвинского храма подмосковного города Богородска. Именно в честь него и был назван будущий великий поэт – Сергеем (а тот, в свою очередь, в честь Преподобного Сергия Радонежского). А выкупил село «хитровский» миллионер И.П. Кулаков, дочери которого(Л.И.Кашиной) С. Есенин посвятил поэму «Анна Снегина». Во втором номере этого журнала я также нашла много интересных статей: «Иван Петрович Кулаков: штрихи к портрету константиновского помещика» Галины Ивановой, есениноведа и музееведа г. Рязани; «Сергей Есенин и Айседора Дункан» Валерия Евдокимова; «История создания фонда Л.И. Кашиной в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина». Валентины Панкратовой (главный хранитель ГМЗ С.А. Есенина), Веры Титовой (ст.научный сотрудник ГМЗ С.А. Есенина). Надеюсь, что мне удастся поделиться своими открытиями, на занятиях ЛИТО. Большое внимание на выставке, конечно же, я уделяла музеям декоративно-прикладного искусства, особенно меня интересовало всё, что связано с куклами. А здесь было что посмотреть. В экспозициях музеев необъятной нашей родины, были представлены куклы разных народов. Но не только сами куклы – тут же проходили всевозможные мастер-классы по их изготовлению.
И снова кино. На интерактивной площадке выставки проходила презентация фильма «Суворов. Альпы. 200 лет спустя». Фильм создавался в рамках проекта «Военная приёмка. След в истории» телеканалом «Звезда». На презентации присутствовали представители Министерством культуры РФ, руководство телевизионного канала, представители иностранных дел Швейцарии и России, создатели картины. Интересно, что создателям картины удалось устранить ряд неточностей в изложении исторических фактов и показать новый образ А.В. Суворова, восстановленный специалистами лаборатории антропологической реконструкции института этнологии и антропологии РАН. Автор фильма Алексей Егоров прошёл весь исторический путь через Альпы вместе с участниками съёмочной группы. Журналисты ночевали в горах и босиком преодолевали горные перевалы. Съёмки проходили при активном участии и поддержке швейцарской стороны. По окончании презентации были сделаны памятные снимки с почётными гостями – курсантами Суворовского училища. Все желающие были приглашены на просмотр фильма, который также проходил в одном из павильонов Манежа.
А закончила я осмотр выставки музеем Сергея Прокофьева. Ведь следующий год в России будет объявлен годом С.С. Прокофьева.
Интерактивную выставку музеев я покинула с хорошим настроением, новыми впечатлениями, журналами и буклетами, желанием рассказать об увиденном своим друзьям и задумалась над дальнейшим развитием своего мини-музея «Кукольная страна». Музей – это интересно!
Тем же, кто не смог посетить выставку в Манеже, напомню, что 21 мая будет проходить акция «Ночь музеев». Желаю новых приятных и интересных открытий в мире современных музеев!
© Copyright: Лариса Литвинова
Вспоминая свое детство в СССР, без интернета, без гаджетов вообще, хочу сказать что музеи, в то время, это было — наше всё! Экскурсии по музеям для меня всегда были интересны, они открывали новые двери познания своего края, истории страны, показывали творческие стороны трудных и обыденных профессий.
Благодарю, Лариса за хорошую познавательную статью.
Альбина, интермузей это не в смысле компьютерные технологии, хотя они занимают в музее не последнее место, а это двустороннее взаимодействие посетителей и музея с разнообразными формами всё того же взаимодействия. Как я писала это и диалоги, и конференции, и игры, просмотр фильмов, викторины и мастер-классы. В последнее время музеи ищут новые формы работы с посетителями, чтобы было интереснее и легче воспринимать информацию. Поэтому в детских садах и школах приветствуются музеи, которые помогают легче и быстрее познавать окружающий мир.
Ух ты, Ларис, как интересно! У меня аж руки зачесались от многообразия музейного репертуара, и слёзы на глазах навернулись от того, что всего этого не увидела. С 13 по 15 была на арт-конференции и там, кстати, слышала отзывы от спонсора конференции об интермузее. Самые положительные!
В Манеже была 5-го мая на выставке ко Дню Победы, представленной многими музеями. Богатейшая коллекция архивного материала! Выставка, по моему, ещё не закрыта. У кого есть возможность — побывайте. Тоже есть мысль написать, как руки доберутся. А «интермузей», насколько знаю, был всего несколько дней?
Замечательно, что есть сайт, где мы можем рассказать друг другу что-то интересное, поделиться впечатлениями и информацией. Если и не побывать, так хотя бы, быть в курсе современных тенденций. Кроме того, что это развивает в плане познания, ещё и мотивирует к новым свершениям.
Лариса, тую высадила. Спасибо!
Ух, Свет, я прям, как мышь в крупу! Так повезло! А военно-исторические экспозиции так же присутствовали, но я больше о своём, о родном писала. А рекламок разных набрала! Приносила к Ларисе Ивановне на занятие, думала, что ты будешь. Приходи в субботу, я на занятие захвачу.
Хорошо!